Баннеры

Краеведение

К содержанию

Легенды Колышлейского района

Наша колышлейская земля имеет свою историю и богатое культурное наследие. Краеведы бережно собирают любую информацию о родном крае, стараются её сохранить для будущих поколений. Легенды Колышлейского района помогут вам лучше узнать историю малой родины и познакомиться с культурным наследием и фольклором.

село Старая Потловка
Русское село Старая Потловка Колышлейского района основано в 1718 году дворянином К. М. Потоловым.  Имеет очень богатое историческое и культурное наследие. Здесь старинный парк, пруд, постройки помещицы Н. М. Рихтер, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Черкасске, склеп помещицы М. Н. Скрипицыной, единственный в стране храм Святой Аллы. 
Легенда о церкви святой Аллы
Церковь Аллы Готфской была построена в 1901 году в честь умершей в детском возрасте дочери Надежды Михайловны Рихтер Аллы. 
В годы советской власти храм святой Аллы закрыли и переоборудовали в пекарню. В настоящее время с церкви снята обветшалая кровля. Началась расчистка подпола, где, по преданию, похоронили дочь помещицы. При вскрытии пола пытаются найти какие-то останки, но, скорее всего, могила была разграблена в советское время, когда церковь переоборудовали под пекарню.

село Трескино
В 1721 году отправляется осваивать новые земли Иван Тимофеевич Трескин. Проскрипели колёса телег, отгорели костры, и возникло в чистом поле селение, названное по имени его владельца – Трескино. Много событий, памятных дат и выдающихся имён насчитывает история села, которое находится в Колышлейском районе.
Легенда об источнике
К востоку от села Трескино на открытой местности у подножия холма существует источник, издавна почитаемый верующими. По преданию, на нём явилась икона Николая Чудотворца, давшая название и самому источнику. По инициативе игумена Кронида родник был обустроен в 2004 году.

Мы по праву можем гордиться именем Петра Николаевича Дурново. Ведь оно в своё время было известно всей России. Дурново был известным государственным деятелем. С октября 1905 года по апрель 1906 года Пётр Дурново становится министром внутренних дел России. Дурново предостерегал Николая II от выступления против Германии, полагая, что эта война будет гибельной для монархии. Это отражено в знаменитой «Записке Дурново», датированной февралем 1914 года. В ней же чиновник обратил внимание на возможное начало революции в случае неудачи империи в войне, описав конкретные детали социальных всплесков, и тем самым фактически предсказал события, которые произошли в 1917 году.
Легенда о Петре Дурново
Среди жителей села Трескино ходили слухи о самоубийстве Дурново. Якобы он застрелился из-за того, что сказал наследнику престола Алексею Николаевичу: «Сопляк ты еще лезть в государственные дела». Алексей пожаловался отцу, тот ему: «Иди и сними с него погоны». Мальчик снял… Дурново не смог пережить такого унижения.
Эта легенда была записана Георгом Васильевичем Мясниковым (на тот момент вторым секретарем Пензенского обкома КПСС) в 1973 году в одной из бесед со старожилами села.
Легенда об игумене Крониде
Село Трескино  известно верующим со всей России. Здесь служит игумен Кронид. Говорят, священник творит чудеса. Исцеляет людей, возвращает душевное спокойствие, изгоняет мелких бесов и больших злых духов.

село Чубаровка
Село Чубаровка Колышлейского района основано помещиком И. М. Чубаровым на землях, приобретённых им в 1812 году. Первыми жителями стали 10 семей крестьян. Позднее Чубаров переселил в деревню «ссыльных» крестьян из Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. 
Легенда об «Анютиной горке»
В селе Чубаровка жил помещик Акимов Аким Григорьевич, который женился на служанке Груше. У них было двое детей: сын и дочь. После длительной болезни помещик умер, оставив полноправной хозяйкой своего имения Аграфену Павловну. Когда дети выросли, они уехали в Москву, где сын поступил на военную службу, стал офицером. Каждое лето дочь Анюта приезжала в имение своей матери. Мать очень любила свою дочь и выполняла все её желания. Для своей любимой дочери она приказала построить две беседки на горке в лесу рядом со своим домом. До сих пор сохранилась эта горка в лесу, которую называют «Анютиной», а лес называют «Грушин лес». В конце 1916 года Аграфена Павловна продаёт своё имение и уезжает в Москву к детям. В доме помещицы до 2001 года была расположена участковая больница.
село Скрипицыно
Село Скрипицыно Колышлейского района находится на правом берегу реки Хопёр. Основана деревня до 1721 года, принадлежала дворянам Скрипицыным. После отмены крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность.
Легенда о ветле
Между сёлами Скрипицыно и Черкасск растёт необычная ветла, которой более трёхсот лет. Её называют «ведьминым деревом». Местная легенда утверждает, что именно здесь собирались в 18 веке члены тайной секты для проведения шабашей. До сих пор местные жители стараются не проходить мимо дерева в ночное время, якобы там слышны стоны и вопли какой-то женщины. В семикупольном храме Покрова Пресвятой Богородицы, который находится между этими сёлами хранится нерукотворный крест, образовавшийся внутри дерева, и обнаруженный во время распилки его на пилораме.

село Островцы
Русское село Островцы, или Круча Колышлейского района находилось на правом берегу Хопра. Основано между 1747 и 1859 годами. Село было у помещика Скрипицына в собственности.
Легенда о камне
Местная легенда связана с этим селом. Люди рассказывали о необычном большом камне, на котором был лик Божией Матери. Этот камень находился в реке Хопёр, протекающей в деревне. Местные жители, в основном, женщины преклонного возраста молились над этим камнем, так как по легенде он мог менять погоду. В сильную засуху жители просили дождя.  Идя к камню, по берегу реки, жители молились и уже надвигались тучи. И дождь действительно орошал эти земли. И этому есть подтверждение: некоторые из жителей сами были участниками таких молений. Очевидцем этих событий была жительница села Михайлина Мария Сергеевна, будучи в возрасте 5 – 7 лет в середине 20 века.  Позже камень исчез, его следы теряются, и его судьба неизвестна и по сей день.

село Белокаменка
Русская деревня Белокаменка Колышлейского района была основана до 1877 года помещиком Василием Сабуровым на берегу ручья Белые камни (ныне Белоомутовка). Своё название это село получило, как гласит предание, от белого камня (глины), который здесь добывался. Из него делали кирпич и использовали для побелки домов.
Легенда о «каменном сердце»
Сабуров основал уникальный Белокаменский лесопарк, который находится в нашем районе рядом с селом Белокаменка. В этом лесопарке собраны десятки экзотических деревьев и кустарников из разных стран. В 1965 году Белокаменский лесопарк был признан историческим памятником лесопарковой культуры. Этот лесопарк сформировался как составная часть усадебного комплекса  помещика  Сабурова.         Началом      создания этого парка принято считать 20 – 30 годы 18 века. А началось всё с малого: помещик Сабуров получил в подарок от одного из своих друзей несколько саженцев экзотических для наших мест пихты, кедра и лиственницы и посадил их около господского дома. Через несколько лет, в день своего рождения, Сабуров получил саженцы ещё нескольких деревьев. Так в парке появились бархатное и железное деревья, миндаль, амурский  и китайский виноград и другие. Жители нашего района глубоко благодарны Д. В. Сабурову, который почти 300 лет назад вырастил этот оазис в степи.С этим парком связана замечательная легенда. Одновременно с основанием села на левом крутом берегу речушки с лирическим названием Синеомутка у дубравы разместилась барская усадьба Сабурова. Усадьба превращалась в великолепный зелёный островок. Когда семью помещика постигло страшное горе – у них умер совсем молодым единственный сын, хозяин усадьбы нашёл за несколько километров от села огромный камень-валун, идеально похожий по форме на человеческое сердце. Несколькими подводами этот валун был доставлен в парк, был положен между тремя огромными деревьями, соединёнными тяжёлой кованой цепью. Легенда гласит, что таким образом Сабуров хотел оставить сердце сына навсегда в этом райском уголке.
 
село Лачиновка
Русская деревня Лачиновка Колышлейского района основана на казённых землях, полученных А. Л. Нарышкиным, который продал их помещику Петру Лачинову. В 1811 году Лачинов привёз в деревню своих крестьян из Московской, Рязанской и Тамбовской губерний.
Легенда о колодце
На протяжении нескольких десятилетий 20 века в деревне существовал старый колодец. Кто его сделал, не удалось узнать. Вырыт он был на дне глубокого оврага, около Ваниной горы и имел самый простой деревянный сруб. Славился колодец не только своей чистой водой, но и своей необыкновенной силой, которая помогала в засуху орошать землю. Верующие люди в сильную засуху читали молитвы святым над водой в колодце, просили о дожде, а затем, взяв воды из колодца, несли её на местное кладбище (предположительно на могилы утопленников). На кладбище тоже читались молитвы. Долгожданный дождь орошал эти земли, и люди могли надеяться на хороший урожай. Такие случаи просящих людей о дожде встречались довольно часто в деревне. 
Примерно, в 1976 – 1977 годах в деревне была построена хорошая, добротная плотина. Уровень воды в овраге сильно поднялся, и колодец был затоплен навсегда. Со временем стало даже трудно определить и место, где он был.Старые бабушки рассказывали своим внукам об этом колодце. Став взрослыми они смогли вспомнить эту легенду о колодце. Записана она со слов бывшей жительницы деревни Лачиновки Нины Михайловны Аллановой. 

               село Каменка
Бывшая русская деревня Каменка Колышлейского района располагалась в два порядка по обе стороны ручья Каменки, левого притока реки Колышлейки. Основана деревня во второй половине 18 века. Принадлежала капитану Николаю Фёдоровичу Дурову и его жене Анне Ивановне. 
Легенда об «Осиновом кусте»
Между сёлами Каменкой и Чубаровкой, примерно посередине пути, растёт «осинов куст». Это место было известно жителям ближайших сёл на протяжении многих десятилетий. Многие из них  слышали об «осиновом кусте» от своих мам и бабушек. Когда-то, возможно, там и рос один куст. Но со временем осины разрослись, и стали представлять собой небольшую рощицу. Тогда вокруг этого места были обширные поля, как, впрочем, и сейчас. Именно добравшись до «осинова куста», можно было отдохнуть, или, как говорят в народе – «перевести дух». Ещё в древности считалось, что осина умеет поглощать «злую» отрицательную энергию и возвращать её в мир через землю и воду в чистом свободном состоянии. Поэтому она издревле считается магическим деревом, способным избавлять человека от всякой нечисти.  Любой проезжий или путник, тракторист, работающий на полях, мог отдохнуть в тени осиновой рощицы от жары и зноя. Здесь можно было укрыться от проливного дождя.  «Осинов куст» был ориентиром в сильную метель.