Баннеры

Краеведение

К содержанию

Моя малая Родина, мой Колышлей

31 октября 1895 года в «Ведомости количества отдельных частей по механическому оборудованию нефтехранилищ» линии Пенза-Таволжанка появилась запись о новой станции, получившей название от близлежащего села, то есть «станция Колышлей». А через год, 7 ноября 1896 года на стол губернатору положили телеграмму, в которой сообщалось об открытии регулярного движения поездов от г. Пензы до ст. Таволжанка. Этому событию предшествовало не одно десятилетие. Еще в 1867 году «Общество Рязано - Уральской железной дороги» приняло решение о строительстве железной дороги, которое в корне изменило жизнь, взгляды и устои патриархальной степной глубинки – бывших владений графа Суворова, князей Волконских, Мещерских и других известных на Руси фамилий.

 

Первые годы существования станции принесли большое оживление в спокойный, захолустный уголок Среднего Поволжья. В 1898 году на месте станции был образован посёлок Колышлей. В книге «Рязанско-Уральская железная дорога и ея район», вышедшей в 1913 году в Санкт-Петербурге те времена вековой давности описываются так:«Станция получила название от реки Колышлей, притока Хопра, протекающей в расстоянии 4 верст. Местность, в которой расположена станция, была до проведения железной дороги полем, теперь же здесь большой торговый поселок в сто дворов, с почтовым отделением, церковью, школой, двумя отделениями банков: Русского и Торгово-промышленного, аптекой, магазинами и складами. В поселке две паровые мельницы братьев Федякиных и Живова, а на поселковом базаре идет ежедневная скупка подвозимого сюда хлеба в очень больших размерах. В окрестном районе от 2 до 10 верст находятся пять паровых и шесть водяных мельниц. Это крупный мукомольный и торговый центр, образовавшийся после сооружения железной дороги в течение 15 лет, служит наглядным показателем огромного благотворительного влияния парового транспорта на торгово-промышленную деятельность населения…»

В 1914 году был построен элеватор для хранения и переработки зерна. С начала века стоят вблизи станции здания из красного кирпича, мало изменившиеся от времени: дом бывшего начальника станции, дом купца Вострокнутова и др. Сохранилась и водонапорная башня при станции, без которой немыслимо было движение паровозов и жизнь первых поселенцев. Долгие годы посёлок не рос дальше церкви, которая находилась на месте сегодняшнего здания краеведческого музея и спортивной школы.  А весь поселок можно было в сухую погоду пересечь за 5 минут, весной же и осенью улицы превращались в непролазные топи.

Революция 1917 года мало что изменила в облике посёлка.

14 мая 1928 года, через 10 лет после установления Советской власти, по решению ВЦИК и Совнаркома РСФСР произошли серьезные изменения административных границ. Колышлей, ранее входивший в Трескинскую волость Сердобского уезда Саратовской области, стал центром района и вошел в состав Балашовского округа Нижне-Волжского края. В районе было 49 тысяч населения.

   В 1937 году в поселке сделала первый  выпуск средняя школа.

В 1939 году наш район включили в состав вновь образованной Пензенской области.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. не обошла стороной наш поселок. 719 жителей ушли на фронт, вернулись только 582. Семь Героев Советского Союза взрастила колышлейская земля, а генерал-лейтенант Глазунов В. А. удостоин этого звания дважды.

В послевоенные годы в поселок потянулись сельские жители, которых привлек рост промышленных и строительных организаций. Начал выпускать свою первую продукцию райпромкомбинат. В 1957 году поселку был присвоен статус рабочего поселка, а комбинат превратился в завод металло-пластмассовых изделий. В 1961 году появилась поселковая больница на 35 коек, в 1964 году сдано новое 3-х этажное здание средней школы, а затем и районного Дома культуры с библиотекой.

70-е и 80-е годы были особенно богатыми в плане строительства. Введены 6 строительных организаций, завод сухого обезжиренного молока, гостиница-ресторан, санаторий «Хопровские зори», известный до сих пор как здравница республиканского значения, профтехучилище №34, три детских садика, новые здания железнодорожного вокзала и почты, административные здания, магазины. Значительно расширился завод МПИ, новое здание элеватора, строилось жилье, появились десятки новых улиц, которые покрывались асфальтом, посёлок начал газифицироваться.

р. п. Колышлей сегодня это:

* 8400 жителей;

* две средних школы;

* ПУ – 34;

* три детских садика;

* цетральная районная больница;

* санаторий «Хопровские зори»;

* аптеки;

* спортивная школа и физкультурно-оздоровительный комплекс «Олимп»;

* плавательный бассейн «Бригантина»

* филиал Современной гуманитарной            академии;

* РДК и ДК «Хопер»;

* центральная районная библиотека;

* школа искусств;

* дом детского творчества;

* ряд административных зданий;

* десятки магазинов;

* ООО Метаплас+;

* элеватор.